Разработка виртуальной лабораторной работы «Имитационное моделирование погрешностей канала измерения температуры» в среде LabVIEW
Цель: Разработка комплекса виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация»
Актуальность проекта заключается в применении новейших информационных технологий (современной компьютерной техники) в различных видах учебных занятий, поскольку виртуальные лабораторные работы, разработка которых возможна на базе предложенных программ, позволяют сменить проведение лабораторных занятий на физических лабораторных стендах их проведением в компьютерных классах. Что особо актуально в системе дистанционного обучения, а также в системе бакалавриата, в которой значительно увеличены часы самостоятельной работы студента, что позволит значительно снизить стоимость лабораторий из-за использования виртуальных приборов.
Для создания прикладного программного обеспечения компьютерных систем сбора и обработки измерительной информации сегодня применяются специализированные средства, использующие принцип объектно-ориентированного программирования. Среди таких средств наиболее развитой и универсальной является среда графического программирования Lab VIEW фирмы National Instruments, предназначенная для создания прикладного программного обеспечения информационно-измерительных систем, а также различных компьютерных систем сбора и обработки экспериментальных данных.
Новейшие информационные технологии позволяют использовать современную компьютерную технику в различных видах учебных занятий. Виртуальные лабораторные работы позволяют сменить проведение лабораторных занятий на физических лабораторных стендах их проведением в компьютерных классах. Применение других объектно-ориентированных языков программирования с этой целью, таких как, например, Delphi, возможно. Однако, программы, созданные на этих языках, более громоздки, поскольку Lab VIEW предназначено именно для создания виртуальных приборов (ВП) и имеет готовые ВП и возможности для создания новых.
Данная работа является примером разработки виртуальных лабораторных работ по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технические средства измерений», «Технологические измерения и приборы» и других, где необходимо применение виртуальных приборов.
Основные результаты заключаются в использовании при разработке виртуальных приборов метода имитационного моделирования на ЭВМ. Поскольку под имитационным моделированием понимают машинное моделирование на ЭВМ, воссоздающее режим функционирования исследуемой системы с использованием математической модели объекта исследования и модели случайных воздействий.
Практическим результатом работы являются разработанные в среде графического программирования Lab VIEW модели реальных технических средств измерений и создание на их базе трех виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»:
1. Имитационное моделирование погрешностей канала измерения температуры.
2. Исследование способов уменьшения погрешностей канала измерения температуры,
3. Изучение основных и дополнительных погрешностей средств измерений.
Создание виртуальной лабораторной работы
По дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» согласно рабочей программе студент 2 курса должен выполнить 3 лабораторные работы Ранее на кафедре «Инженерная кибернетика» АИЭС были созданы лабораторные работы для данной дисциплины в среде Delphi.
Рисунок 1
На рисунке 1 изображена рабочая панель одной из виртуальных работ «Исследование погрешностей канала измерения температуры» в среде Delphi.
Рассматривая эти работы как альтернативу виртуальным работам в среде LabVIEW, мы пришли к следующему выводу:
1. Лабораторные работы в среде Delphi менее наглядны, программа на языке Delphi более громоздка, трудоемка, требуется больше времени на ее разработку.
2. Лабораторная работа в среде LabVIEW представляет собой виртуальный лабораторный стенд с виртуальными приборами, изображающими реальные средства измерения.
Разработанные три виртуальные лабораторные работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» внедрены в учебный процесс кафедры «Инженерная кибернетика» Алматинского Института Энергетики и Связи и предназначены для выполнения студентами-бакалаврами 2 курса специальности «Автоматизация и управление».
В качестве примера представлена одна лабораторная работа «Имитационное моделирование суммарной погрешности измерительных каналов».
Методика выполнения лабораторной работы «Имитационное моделирование суммарной погрешности измерительных каналов» в среде Lab VIEW заключается в следующем.
Этап 1. Выбор структуры измерительного канала.
Выбрав в правой части пользовательского интерфейса в закладке «Выбор средств измерения» закладку «Первичный преобразователь», нужно выбрать необходимый первичный преобразователь из списка приборов. В зависимости от заданной температуры студент выбирает термопару или термосопротивление. В данном случае выбран первичный преобразователь термопара ТХК-0279. На рисунке 2 представлено окно фронт - панели виртуальной лабораторной работы по выбору первичного преобразователя.
Рисунок 2
После чего следует перейти на закладку «Вторичный прибор», где необходимо осуществить выбор вторичного прибора. На рисунке 3 представлено окно фронт -панели виртуальной лабораторной работы для выбора вторичного прибора. В качестве вторичного прибора был выбран КСП1-05
Затем прибор появится в левой части экрана. При неправильном выборе загорается красная лампочка «Схема собрана неправильно». При правильном выборе схемы измерительного канала загорается зеленая лампочка «Схема собрана, верно».
Рисунок 3
После сборки схемы переходим к этапу 2. Этап 2. Имитационное моделирование.
Следующая закладка «Имитационный эксперимент» представляет в левом столбце 50 значении измеряемой величины, полученных случайным образом как результат измерения заданного значения измеряемой величины
Произвести статистическую обработку результатов имитационного эксперимента и оценить такие метрологические характеристики исследуемого канала измерения температуры, как суммарные, систематическую и случайные погрешности измерительного канала.
Сверить полученные значения математического ожидания, дисперсии и среднеквадратического отклонения с расчетами, полученными компьютером
Посмотреть гистограмму распределения измеряемой величины, полученную на экране.
Лабораторная работа «Имитационное моделирование суммарной погрешности
После этого студент приступает к выполнению этапа 2
На рисунке 4 представлено окно фронт - панели виртуальной лабораторной работы по проведению имитационного эксперимента.
Рисунок 4
В результате эксперимента получаем следующие данные:
- выборка 50 значений измеренной температуры 400 °С;
- значения математического ожидания, дисперсии, среднеквадратичного отклонения наблюдений и среднеквадратичного отклонения результата измерений;
- гистограмму распределения результатов наблюдений (случайная величина).
Полученные фронт - панели являются результатом программирования в среде LabVIEW, т.е. результатом разработанных блок - диаграмм, одна из которых представлена на рисунке 5.
Рисунок 5
На блок-диаграмме были использованы блоки:
Сборка измерительного канала, проведение имитационного эксперимента, выбор условия задания.
ПО окончании работы с виртуальным стендом студент должен произвести теоретический расчет суммарной погрешности данного измерительного канала. И сравнить их с результатами имитационного эксперимента.
Теоретический расчет выполняется по следующим формулам:
Исходными данными для расчетов являются погрешности первичного преобразователя и класс точности вторичного прибора.
Сумма среднеквадратичного отклонения результата измерений:
Сумма среднеквадратичного отклонения наблюдений:
Сравнительные результаты для данной работы представлены на рисунке 6.
Расчетные величины | Теоретические значения | Экспериментальные значения |
СКО результата наблюдений (σ),°С | 3,75 | 3,81 |
СКО результата измерений (σх),°С | 0,53 | 0,54 |
Суммарная погрешность (σ), % | 1,95 | 1,98 |
Суммарная погрешность (∆), °С | 7,78 | 7,89 |
Рисунок 6
Заключение
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть следующее: работа является основой для разработки виртуальных лабораторных работ и стендов по различным дисциплинам. Виртуальный прибор снабжен программой формирования случайной погрешности, что гарантирует реальную картину процедуры измерения. С помощью нашей программы можно также производить статистическую обработку результатов экспериментов: автоматически просчитать математическое ожидание, среднеквадратичное отклонение, дисперсию, установить закон распределения, построить гистограмму для данного закона.
Созданные виртуальные приборы позволяют сэкономить время на проведении измерений и материальные средства на физические приборы в условиях обучения или тренажера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батоврин В.К. Lab \Ле\л/:практикум по основам измерительных технологий. - ДМК пресс М. 2005г.
2. National Instruments. Учебный курс Lab View основы 1.- Май 2003г.
3. Преображенский В.П. Теплотехнические измерения и приборы. - М.: Энергия, 1978.
4. Хан С.Г. Метрология и измерения. Выбор структуры и расчет метрологических характеристик канала измерения температуры. Методические указания к курсовой работе. - Алматы: АИЭС, 1999.-25 с.
5.Иванова В.М. Случайные числа и их применение. - М.: Финансы и статистика, 1984г.-111с.
6. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ Т.П. - М.: Мир, 1977г.-724с.
7. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука.- М.: Мир, 1978г.-418с.