Лабораторный практикум по дисциплине «Цифровые вычислительные устройства и микропроцессоры приборных комплексов» на основе Multisim
1. Постановка задачи
При постановке курса «Цифровые вычислительные устройства и микропроцессоры приборных комплексов» (ЦВУиМПК) на кафедре «Автоматизированных систем научных исследований и экспериментов» (АСНИиЭ) Таганрогского технологического института (ТТИ) возникла задача разработки цикла лабораторных работ для исследования цифровых устройств на основе моделирующей программы. В качестве такой программы была выбрана программа Multisim.
2. Описание решения
Разработанный лабораторный практикум включает четыре работы.
Целью лабораторной работы №1 «Исследование возможностей приборов Multisim» является освоение основ Multisim и приобретение практических навыков в работе с приборами, используемыми для тестирования цифровых устройств.
В процессе домашней подготовки к работе студентам предлагается синтезировать два варианта схемы заданного цифрового комбинационного устройства - на основе вентилей «И», «ИЛИ», «НЕ» и на основе вентилей «И-НЕ».
При выполнении работы в лаборатории необходимо выполнить три цикла исследований полученных схем - с помощью многоканального осциллографа, с применением генератора слов и логического анализатора, а также на основе использования логического преобразователя.
Отчет по работе должен содержать схемы подключения приборов к тестируемому устройству и временные диаграммы сигналов.
Целью лабораторной работы №2 «Исследование комбинационных логических схем» является ознакомление с методами анализа и синтеза комбинационных логических схем и приобретение практических навыков в исследовании комбинационных схем с помощью приборов Multisim.
Домашняя подготовка к работе включает:
- синтез комбинационной схемы на основе вентилей «И», «ИЛИ», «НЕ». При этом возможными вариантами задания являются схемы дешифраторов, шифраторов, мультиплексоров, схемы сравнения и преобразователи кодов;
разработку сложного комбинационного устройства (мультиплексора, преобразователя кодов, дешифратора, схемы сравнения, формирователя контрольных разрядов, схемы проверки при контроле на четность) на основе соответствующих серийных микросхем.
В процессе выполнении работы производится тестирование разработанных схем с использованием генератора слов, логического анализатора и логического преобразователя.
В отчете по работе приводятся схемы подключения приборов к тестируемым устройствам и соответствующие временные диаграммы .
Целью лабораторной работы №3 «Исследование последовательностных логических схем» является ознакомление с методами анализа и синтеза
последовательностных логических схем, а также приобретение практических навыков в исследовании последовательностных схем с помощью приборов Multisim.
В процессе домашней подготовки к работе необходимо синтезировать схемы двух устройств:
- последовательностного устройства на основе вентилей «И», «ИЛИ», «НЕ» и триггеров типа «D», «RS» или «JK». При этом в качестве вариантов задания предлагаются схемы счетчиков, регистров сдвига, а также схемы сравнения последовательных кодов;
- сложного последовательностного устройства ( делителя частоты, счетчика, регистра ) на основе соответствующих серийных компонентов.
При выполнении работы в лаборатории производится тестирование схем с применением генератора слов и логического анализатора.
Отчет по работе должен содержать схемы и временные диаграммы.
Целью лабораторной работы №4 «Исследование арифметических устройств» является ознакомление с методами анализа и синтеза арифметических устройств, а также приобретение практических навыков в исследовании арифметических устройств с помощью Multisim.
Домашняя подготовка к работе включает разработку устройства, выполняющего арифметическую операцию, на основе серийных микросхем. В варианте задания указывается тип операции, вид используемого кода и метод обнаружения переполнения разрядной сетки.
В процессе выполнения работы производится контроль корректности разработанной схемы с помощью генератора и анализатора.
Отчет по работе должен содержать схему арифметического устройства и временные диаграммы тестовых сигналов.
Опыт использования Multisim и более ранней версии этой программы EWB на кафедре АСНИиЭ ТТИ ЮФУ на протяжении ряда лет позволяет сделать вывод о том, что студенты успешно усваивают разделы курса «ЦВУиМПК», связанные с анализом и синтезом комбинационных и последовательностных логических схем, а также приобретают практические навыки в разработке и тестировании схем цифровых устройств. Кроме того, в процессе дальнейшего обучения студентам легче освоить современные системы проектирования ПЛИС.
3. Используемое оборудование и ПО
Для проведения лабораторных занятий используется дисплейный класс кафедры АСНИиЭ (12 ПЭВМ), а также программа Multisim (версия 9.0) группы Electronics Workbench корпорации National Instruments.
4. Внедрение и развитие решения
Данный лабораторный практикум был поставлен по дисциплине «ЦВУиМПК» для студентов двух специальностей - 200106 «Информационно-измерительная техника и технологии» и 200503 «Стандартизация и сертификация» факультета электроники и приборостроения (ФЭП ) ТТИ ЮФУ.
При переходе на обучение по новым учебным планам, начиная со следующего учебного года, предполагается расширить перечень приборостроительных специальностей ФЭП, использующих Multisim в процессе изучения дисциплины «Электроника и микропроцессорная техника».
В связи с выходом версии 10.0 Multisim и появлением нового модуля MCU, позволяющего проводить исследование систем на основе микроконтроллеров и выполнять отладку их программного обеспечения, в текущем учебном году планируется постановка лабораторных работ с использованием данного модуля.